Из короткого предисловия к этой главе несложно угадать лейтмотив ее первого блока. Если прежде шла речь о совмещении мозаичных рисунков со скульптурой, архитектурой и т. д., то сейчас утверждается необходимость сочетать мозаику из камня с каменными композициями в ландшафтном дизайне. Камень, грубый или тщательно обработанный, широко используется в ходе работ по благоустройству участка. Из этого материала выполняются альпинарии, рокарии, гроты, бордюры, заборчики, бортики и прочие ограждения, плиты под основания различных изделий и сооружений, блоки для мощения дорожек и многое другое.
Мозаика эффектно дополнит все эти каменные изделия и поверхности, придав им больше декоративности. Камень, таким образом, повышая свою привлекательность, перестает резко выделяться на фоне растительности и почвы, так как мозаика обеспечивает плавность цветового и тонового перехода компонентов среды. По фактуре и некоторым другим особенностям мозаичный набор близок к крупному камню, а за счет сбалансированного сочетания множества цветов приближается по тональности к почве и зарослям садовых растений.
Элементы культурной среды, подчеркиваемые и облагораживаемые посредством технологии ландшафтного дизайна, не ограничиваются декоративными каменными сооружениями и просто постройками. Вот почему планировка мозаичных работ снаружи дома должна осуществляться с учетом также и размещения зеленых насаждений, ограждений, открытых пространств, водных объектов и пр. Рассмотрим в качестве удачного примера мозаичных работ оформление искусственного водоема.
На первый взгляд, он не имеет никакого отношения к рокариям и альпинариям, а значит, и к каменной мозаике. Однако именно мозаика способна решить ряд оформительских проблем при украшении водоема.
Искусственный водоем на участке может готовиться разными способами, самым простым решением является сооружение прудика, выстилаемого специальной пленкой и оформляемого по краю мозаикой. На участке в заранее подобранном месте выкапывается котлован глубиной 0,5—1 м, его дно засыпается 8-сантиметровым слоем мокрого песка. Берега пруда выполняются террасообразными, т. е. уходящими вглубь, неширокими ступенями. С помощью уровня, который ставится на положенную на дне доску, проверяется горизонтальность дна. Далее котлован выстилается пленкой, которая на берегу должна заканчиваться каймой шириной не менее 20 см, но и не более 30 см. На эту пленку выкладываются крупные камни и кирпичи, которые цементируются между собой мозаичным раствором. Более сложный вариант предполагает использование мозаичного раствора для выкладки дна бассейна. На пленку на дне и ступенях высыпается ровным тонким слоем галька, поверх которой выкладывается слой мозаичного раствора. Пока раствор не затвердел, в него вставляются горшочки с водными растениями.
Следует помнить, что водоем является центром композиции в ландшафтном дизайне. Он выполняется на открытом, не затененным деревьями пространстве и создает за счет уникального сочетания свойств водной поверхности, каменного обрамления и водной растительности поразительную игру света. Достоинства пруда нередко выгодно подчеркиваются ведущей к нему мозаичной дорожкой.
Каменные ограждения и бордюры в цветниках являются следующим предметом нашего разговора на тему о роли каменной мозаики в ландшафтном дизайне. Давно замечено, что за редкими исключениями, когда определенные типы зеленых насаждений помещаются за плетеную ограду, идеальным материалом для садовых бордюров является крупная брусчатка. Она великолепно сочетается с мозаикой из камня.
Вокруг ограждаемого газона прорывается траншея глубиной в 1/3 длины каменного бруска и шириной в толщину 2 каменных брусков. В эту траншею, тщательно выровненную и утрамбованную, заливается бетонный или цементный раствор, в который вдавливаются размещаемые в ряд бруски. Ставится только один ряд брусков, непосредственно примыкающий к насаждениям, хотя ширина траншеи предполагает второй ряд.
Эту неиспользованную часть бетонного (цементного) раствора, когда он затвердеет, покрывают ровным слоем мозаичной массы. Толщина слоя достаточна, чтобы он оказался на уровне земли, до верха заполнив траншею. Мозаичная смесь послужит дополнительным креплением для брусков, возвышающихся над ней на 2/3, а также зрительно подчеркнет наличие невысокой и аккуратной ограды. Впрочем, возможно и более оригинальное решение. Если заменить брусчатку на грубо отесанные и пришлифованные сверху блоки песчаника, то такой бордюр будет смотреться ничуть не хуже. Однако брусчаткой можно оградить только правильные и симметричные посадки, тогда как для намеренно несимметричных насаждений со мхом, дикорастущими травами и кустарниками (нечто вроде японских садов) пригодна в большей степени грубая ограда. Она становится особенно необходимой в том случае, если такой «дикий» сад украшается рокариями, гротами, поросшими сырым мхом камнями и пр.
Вариации оград многочисленны и разнообразны.
Скажем, любителям декоративных душистых трав — таких, как майоран, душица или тимьян, можно посоветовать оформить их насаждения в виде так называемой высокой грядки — особой ограды, которая фактически представляет собой выложенный камнем ящик. Для изготовления высокой грядки сколачивается деревянный ящик без дна, который немного углубляется в грунт (на 5—10 см).
Внутрь этого ящика засыпается почва с торфом и другими удобрениями для посадки растений, а снаружи он обкладывается камнем и мозаикой. В качестве крупного отделочного камня можно воспользоваться специально закупленным сырьем или грубыми блоками песчаника или мергеля.
Наружная поверхность ящика пропитывается каким-либо антисептиком для древесины, а затем, после непродолжительной просушки, покрывается известкой и слоем цементного раствора. Ни цемент выкладывается нижний ряд камней, их верхние стороны перекрываются мозаичным раствором, после чего выкладывается следующий ряд камней. Высота ограждения не превышает 0,6 м, так что камни можно выкладывать только в три ряда. Верхняя кромка высокой грядки обильно покрывается мозаикой, чтобы таким образом не была видна древесина. Не следует допускать, чтобы раствор соприкасался с почвой, поскольку в противном случае возможно отравление ее частицами цемента.
Из каменных блоков в сочетании с мозаикой изготавливаются и другие интереснейшие сооружения. Загадочностью мегалитической постройки обладает естественно вписывающаяся в садовый ландшафт скамья, представляющая собой небольшую каменную плиту на широких ножках-чурбачках или булыжниках. Плита играет роль сиденья, а чурбачки (булыжники) — опор. Установить эту скамью очень сложно, но нельзя и отрицать ее очарования: она придает саду романтический вид. Мозаичный раствор служит здесь для сцепления опоры и сиденья. Конечно, плиту можно посадить и на простой цементный раствор, но это упрощенный вариант, который неинтересен для мозаичника.
|
|