Нарушения размеров и формы шва можно устранить следующим образом. Сделать наплавку дополнительного слоя металла при неполномерности шва, а слишком толстый шов ликвидировать при помощи пневматического зубила или абразивного инструмента. Последний способ можно применить и для устранения наплывов. Подрез зоны сплавления следует заварить тонкими валиковыми швами.
Кратеры, непровар, поверхностные и внутренние поры, а также неметаллические включения сначала вырубают пневматическим зубилом или обрабатывают абразивным инструментом, а затем образовавшиеся углубления и впадины заваривают. Можно использовать и выплавку дефектного участка с помощью поверхностной воздушно-дуговой или кислородной резки.
Наружные трещины ликвидируют так: сначала их разделывают зубилом или резаком, а затем кромки разделки тщательно зачищают от шлака, окалины, брызг металла и аккуратно заваривают. Нужно заметить, что перед разделкой трещины по концам ее следует засверлить отверстия. Это необходимо для предупреждения ее распространения.
Швы с внутренними трещинами полностью вырубают, а потом заваривают снова. Если имеется сетка трещин, то дефектный участок следует сначала вырезать, а потом сваркой наложить заплату.
Таким образом, для получения сварного соединения хорошего качества нужно осуществлять контроль, начинающийся с проверки качества подготовки шва и заканчивающийся проверкой полученного сварного соединения.
При этом необходимо следить за качеством свариваемого металла, флюса, присадочного металла, электродной проволоки и других материалов. Это качество проверяется по сертификатам и другим заводским документам. Маркировка и качество материалов должны соответствовать той или иной технологии сварки и техническим условиям. Кроме того, сборку под сварку и разделку шва следует проверять по техническим условиям и стандартам. Следует заметить, что, кроме вышеописанного метода исследования сварного соединения (внешний осмотр шва), нужно рассмотреть металлографическое исследование и испытание сварных швов емкостей на герметичность.
Металлографическое исследование проводится так: через шов и основной материал просверливают отверстие, поверхность которого протравливают 10%-ным водным раствором двойной соли хлорной меди и аммония в течение 1-3 минут. Затем осадок меди промывают водой, а протравленную поверхность осматривают либо невооруженным глазом, либо с помощью лупы. При этом можно выявить наличие внутренних дефектов и качество провара. Для более ответственных сварных конструкций выполняют более полные и сложные металлографические исследования микро- и макрошлифов из специально сваренных контрольных пластин или из пластин, вырезанных из сварных соединений.
Испытание сварных швов емкостей на герметичность производится следующими методами.
Гидравлическое испытание выполняется с целью проверки не только герметичности, но и прочности швов сварных труб, сосудов и резервуаров для газа или жидкости, работающих под давлением. Для этого все отверстия испытываемой конструкции нужно тщательно закрыть заглушками и заполнить их водой. Затем надо создать с помощью гидравлического пресса давление воды, в 1,5 раза превышающее рабочее давление, и выдержать его в течение срока, указанного в технических условиях на изготовление той или иной конструкции. Потом следует уменьшить давление до рабочей величины и проверить наличие пропусков воды в швах. При этом нужно провести обстукивание изделия молотком на расстоянии около 20 мм от сварного шва. Обстукивать вертикальные цилиндрические резервуары при испытании водой нельзя.
Испытание керосином производится так: на сварные швы с внешней стороны наносят меловой водный раствор, а внутреннюю поверхность емкости обильно смачивают керосином. При наличии даже мельчайших трещин, пор или неплотностей керосин проходит через них. В связи с этим на покрытой мелом поверхности возникают керосиновые пятна.
Испытание аммиаком выполняется следующим образом. В испытываемую емкость нагнетают воздух до рабочего давления или давления, указанного в технических условиях для изготовления изделия. Затем добавляют 1% аммиака от объема воздуха в емкости при нормальном давлении, а проверяемые снаружи сварные швы обертывают пропитанной 5%-ным водным раствором азотнокислой ртути бумагой. При наличии пор и трещин аммиак проходит через них и, взаимодействуя при этом с азотнокислой ртутью, дает черное окрашивание бумаги.
Испытание сжатым воздухом. Швы контролируемого резервуара покрывают мыльной эмульсией. В сосуд нагнетают сжатый воздух до давления, указанного в технических условиях на изготовление того или иного резервуара. При наличии дефектов появляются мыльные пузырьки. Если резервуар небольших размеров, его можно погрузить в ванну с водой; при наличии дефектов возникнут пузырьки воздуха.
Вакуум-аппаратом проверяют сварные швы, которые имеют односторонний доступ и когда невозможно использовать воздух, воду или керосин. Указанный аппарат представляет собой камеру с вакуумметром и насосом. Для герметичности в торце камеры имеется мягкая резиновая прокладка. Сварный шов покрывают мыльной эмульсией, а затем на нем фиксируют камеру и включают для создания вакуума насос. В результате этого камера присасывается к поверхности шва и, если шов имеет дефекты, то появляются мыльные пузырьки, которые можно увидеть через стекло камеры.
|
|